HOTĂRÂREA SINODULUI R.O.C.O.R. DIN ANUL 1923

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Собора Архиереев Русской Православной Церкви заграницей

от 19 мая -1июня 1923 г.

I.

Об автономном Западно-Европейском митрополичьем округе.

1.      Западно-Европейская епархия, на основании прав, данных Митрополиту Евлогию указами Святейшего Патриарха Всероссийского №424 от 8 апреля 1921 года, № 64 от 30 января 1922 г и № 348 от 5 мая 1922 г., и вследствие того, что территория ее обнимает не одну страну, как в прочих епархиях, а заключает в себе большую часть европейских государств, – выделяется в автономный митрополичий округ.

2.      Управление округом осуществляется властью правящего Митрополита через Окружное Собрание на правах епархиального и через Епархиальный Совет, действующий на общем основании.

3.      Названные органы управления, состоящие при правящем Митрополите округа, окончательно разрешают все дела внутреннего управления округом, за исключением апелляционных судных дел, замещения епископских кафедр, кои восходят на разрешение Архиерейского Синода, а также дел, подлежащих разрешению Архиерейского Собора.

4.      Определение штатов и должностей и утверждение в них, награждения и суд производятся властью правящего Митрополита, через подведомственные ему учреждения.

5.      Бюджет является внутренним делом окружного управления, которое определяет также все формы различных сборов и обложений и способы их применения.

6.      По отношению к Митрополичьему округу Архиерейский Синод, не входя в порядке управления в дела сего округа, посылает однако предложения о проектируемых им мерах административного и бюджетного характера.

7.      Все сношения по делам округа, а равно по делам всех учреждений и лиц, в него входящих, ведутся через Управление Округа.

8.      При Управлении Митрополичьим Округом состоит канцелярия сего округа, состоящая из двух отделов: Канцелярии Митрополита и Канцелярии Епархиального Совета.

II.

О подчинении русской православной церкви в Буэнос-Айресе ведению Митрополита русских православных церквей в З.Европе.

 

              Заслушав ходатайство настоятеля русской православной церкви в Буэнос-Айресе,

            протоиерея Константина Изразцова, от 27-го октября – 9-го ноября 1922 г. за №998,

о подчинении названной церкви ведению Митрополита З.-Европейских церквей, Архиерейский Собор постановили: Русскую православную церковь в Буэнос-Айресе, согласно ходатайству настоятеля ее, принимая во внимание, что она подчинялась наряду с другими заграничными церквами в З.-Европе Митрополиту Петроградскому, передать в ведение Митрополита Западно-Европейских церквей.

III.

от 24 мая – 6 июня 1923 г.

 

Об утверждении Епархиального Совета при Управляющем русскими православными церквами в З.Европе.

 

Архиерейский Собор слушали: представление Митрополита Западно-Европейских православных русских церквей Высокопреосвященного Евлогия, от 24 мая – 6 июня за №798, следующего содержания: Представляю на утверждение состав Епархиального Совета Западно-Европейской митрополии в следующем составе:

1.      Настоятель Свято-Троицкой Александро-Невской церкви в Париже протоиерей Иаков Смирнов.

2.      Протоиерей той же церкви Николай Сахаров.

3.      Священническая вакансия.

4.      Граф Владимир Николаевич Коковцев.

5.      Антон Владимирович Карташев.

6.      Николай Илиодорович Шидловский.

7.      Евграф Петрович Ковалевский.

8.      Борис Алексеевич Татищев.

Секретарь Совета, кандидат богословия, Тихон Александрович Аметистов”.

Постановили: Епархиальный Совет Западно-Европейской митрополии утвердить в означенном составе с 1-го января 1923 г. временно до созыва Епархиального Собрания, на котором и должны быть избраны члены епархиального Совета.

Подлинные определения подписали 12 иерархов – членов Собора.

С подлинным верно: Управляющий Синодальной канцелярией Архиерейского Синода

Русской Православной Церкви заграницей Е. Махароблидзе.

 

„Церковные ведомости”, №17 и 18, 1 (14)-15 (28) сентября 1923 г., с. 1-2.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Собора Архиереев Русской Православной Церкви заграницей

от 19 мая -1июня 1923 года:

I.

Об оставлении Харбинской епархии в настоящем ее положении.

Заслушав: 1) изложенный в письме Начальника Российской Духовной Миссии  в Китае Высокопреосвященного Архиепископа Иннокентия, от 28-го сентября 1922 г. за № 281, проект образования единой Китайской епархии в виде округа, с включением в оный и Харбинской епархии,

2) Отзыв по сему вопросу Архиепископа Харбинского и Манчжурского Мефодия, от 22 марта 1923 года за № 342, и

3) Отзыв Управляющего Китайскою Восточною железною дорогою, от 4-го апреля того же года за № 450, Архиерейский собор, принимая во внимание представленные Архиепископом Мефодием доводы и отказ Управления Китайской Восточной железной дороги, на средства которого содержится Харбинская епархия, поддерживает ее материально в случае включения ее в Китайский округ и ввиду состоявшегося еще ранее постановления Всероссийской Церковной Власти и выделения Харбина из ведения Начальника Российской Духовной Миссии в Китае, определяет: Харбинскую епархию оставить в настоящем ее положении, признав образование отдельного Китайского округа в данное время не вызываемым необходимостью.

II.

О русских православных храмах и приходах в Чехословакии.

Заслушав: 1) Грамоту Вселенского Патриарха на имя Высокопреосвященного Митрополита Антония, от 15-го марта 1923 г. за № 1336, об образовании в Чехословакии Православной Архиепископии под юрисдикцией Вселенского Патриарха и 2) донесение Архиепископа Пражского и всея Чехословакии Высокопреосвященного Савватия, от 30 апреля, о том же, Собор Архиереев Русской Православной Церкви заграницейЮ на основании бывших суждений, постановили:

1)     Грамоту Вселенского Патриарха и донесение Чехословацкого Архиепископа Савватия принять к сведению.

2)     2) Признавая русские православные храмы и приходы в Чехословакии состоящими в ведении Митрополита Евлогия по подобию греческих приходов в России и русских православных общин в православных странах, поручить Высокопреосвященному Митрополиту Евлогию урегулировать вопросы о сих общинах путем соглашения с Архиепископом Савватием, копию донесения которого препроводить Митрополиту Евлогию.

III.

По вопросу об образовании в С. Америке Сиро-Арабской епархии.

Заслушав: 1) Выписку из письма Святейшего Григория IV, Патриарха Антиохийского и всего Востока, на имя Высокопреосвященного Митрополита Антония, от 12/25 апреля 1923 г. за № 573, по вопросу об образовании в С.Америке Сиро-Арабской епархии, 2) доклад по сему вопросу Высокопреосвященного Митрополита Антония и 3) Грамоту Св. Патриарха Всероссийского Тихона на имя Св. Патриарха Антиохийского, от 17/30 января 1922 г., по тому же вопросу, Собор Архиереев Русской Православной Церкви заграницей, на основании бывших суждений, постановили: Основываясь на мнении Св. Патриарха Тихона, изложенном в грамоте его, от 17/30 января 1922 г. за № 76, на имя Св. Патриарха Антиохийского Григория, признать наиболее целесообразным такое разрешение вопроса о сиро-арабских приходах в Америке, при котором сиро-арабская паства могла бы быть разделена, согласно ее желанию и по взаимному согласию пребывающих в С. Америке православных епископов обеих народностей, между русскими и сиро-арабскими епископами.

Решение это вызывается и тем соображением, что для Антиохийского Патриархата, который как обще-церковная историческая святыня должен быть поддерживаем усердием всего православного христианства, приходы в Америке являются почти единственным источником содержания.

IV.

Об участии представителей Православной Русской Церкви в подготовительной комиссии по созыву Римско-Католического Собора.

Заслушав определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, от 3/16 мая 1923 г., по вопросу о возможном приглашении католиками представителей православного духовенства для участия в Подготовительной комиссии по вопросу о созыве их вселенского Собора, Архиерейский Собор не встречает препятствий Православной Русской Церкви в означенной Подготовительной Комиссии, если в нее войдут представители других автокефальных Церквей и при том исключительно в целях осведомления.

____________

Копия телеграммы Святейшего Патриарха Антиохийского, от 10-го октября 1923 года, на имя Высокопреосвященнейшего Митрополита Антония.

После обсуждения Священный Синод решил не одобрить новый календарь, одинаково ошибочный, и оставить разсмотрение вопроса о календаре и другие вопросы компетенции вселенского Собора.

Патриарх Антиохийский ГРИГОРИЙ.

„Церковные ведомости”, №19 и 20, 1 (14)-15 (28) октября 1923 г., с. 1-2.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Я

Собора Архиереев Русской Православной Церкви заграницей

от 18-31 мая 1923 г.

Об организации Высшей Русской заграничной Православной Церковной Власти.

Заслушав поступившие мнения некоторых Преосвященных и мирян о необходимости присвоения Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви заграницей функций Всероссийской Высшей Церковной Власти временно до возстановления в России Св. Патриарха Всероссийского ТИХОНА или его законного заместителя, Архиерейский Синод, на основании бывших суждений, определяет: Признать положение, что представители епархий, находящихся за пределами России, в их совокупности выражают голос свободной Русской заграничной Церкви, но ни отдельное лицо, ни Собор Иерархов этих епархий не представляют собою власти, которой принадлежали бы права, коими во всей полноте обладает Всероссийская Церковь в лице ее законной иерархии.

Имея своей непосредственной задачей духовное окормление заграничной православной русской паствы, Архиерейский Собор, Синод, иерархи и священники в пределах своих полномочий должны оказывать всяческое содействие в удовлетворении различных духовных нужд, когда о том будут просить пребывающие в России церковные учреждения или отдельные христиане.

Все находящиеся за пределами России русские православные епископии (равно и те автономные архиепископии, которые образованы в лимитрофорных странах из епархий, входивших в состав Российской Церкви), а также отдельные русские миссии, приходы и храмы суть неразрывная часть автокефального Московского Патриархата, возглавляемого в настоящее время Святейшим ТИХОНОМ, Патриархом Московским и всея России.

Об Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви заграницей.

Высшим органом управления для всей заграничной Русской Православной Церкви является ежегодный Собор ее Епископов, или их представителей в священном сане.

На сем Соборе, согласно п.3 Патриаршего указа, от ноября 1920 г. за № 362, председательствует старейший по сану из архипастырей, в настоящее время – тот, который и в России имел особые пред другими Владыками права – Высокопреосвященный Митрополит Киевский Антоний.

Ведению Архиерейского Собора подлежат вопросы веро- и нравоучения, высшее руководство религиозной жизнью русских, издание воззваний и обращений по сим вопросам от имени всей Русской заграничной Церкви, вопросы просвещения и миссии.

Собор назначает Епископов на кафедры и замещает епископские кафедры, причем принимаются во внимание и кандидаты, представляемые епархией и Синодом.

Собору принадлежит право суда над Епископами при обязательном числе членов Собора 12 или не менее 7 Епископов.

Собор разсматривает финансовые отчеты и утверждает смету, представляемые Синодом.

Собор открывает свои действия при наличии 12 Епископов или их представителей.

Кроме Архиерейского Собора, в меру возможности и необходимости, Архиерейским Синодом созывается Собор в составе Епископов, клириков и мирян, применительно к Положению о Священном Соборе Всероссийской Православной Церкви.

Об Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви заграницей.

В междусоборное время действует Архиерейский Синод.

Примечание:  В настоящее  время в состав Синода входят: Председатель  Митрополит Антоний; непременные члены: Митрополит Евлогий и Архиепископ Анастасий и пять членов – Преосвященных, по избранию: Архиепископ Феофан, Епископы Сергий, Михаил, Гавриил и Гермоген.

Архиерейский Синод ведает временное замещение Архиерейских кафедр до ближайшего Архиерейского Собора.

Архиерейский Синод разсматривает в порядке апелляционном жалобы по суду над клириками и по делам бракоразводным.

Архиерейский Синод ведет сношения от лица заграничной Церкви с Автокефальными Церквами, а также с иностранными государствами, кроме дел, касающихся З.-Европейского Митрополичьего Округа.

При Синоде состоит Ревизионный комитет в составе не менее двух Епископов.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Я

Собора Архиереев Русской Православной Церкви заграницей

от 23 мая – 5 июня 1923 г.

I.

От 23 мая – 5 июня 1923 г.

Об отношении к церковным событиям, происходящим в советской России.

Архиерейский Собор, имев суждение об отношении к церковным событиям, происходящим в России (смута церковная, лжесобор, лже-церковный суд над Св.Патриархом Тихоном и лишение его сана), постановили: Неоднократно православные русские заграничные Иерархи возвышали свой голос против смуты, производимой в России врагами Православной Церкви, в лице так называемой „Живой Церкви” с ее разветвлениями (общиною церковного возрождения и древле-Апостольской общиной). В посланиях своих к верным чадам Церкви Православной и ее Иерархам они раскрывали и каноническую незакономерность, и неправоту „Живой Церкви” по существу ее. Но ныне, когда свершился беззаконный суд над Святейшим Отцом нашим Патриархом Тихоном на созванном нарочито для сей цели „Живою Церковью” нечестивом соборе, мы, Иерархи заграничной Православной Русской Церкви, еще раз возвышаем свой голос как против самой „Живой Церкви”, так и против последнего беззаконного деяния его.

По 15-му правилу Двукратного Константинопольского Собора, „аще который пресвитер или епископ, или митрополит дерзнет отступити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину в божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения, учинит раскол, таковому святой собор определил быти совершенно чужду всякого священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии”. По силе этого правила все епископы и пресвитеры, отказавшиеся от подчинения Святейшему Патриарху Тихону еще задолго до своего названного „Собора” и суда над ним, всеми верными сынами Православной Церкви должны почитаться чуждыми благодати священства, как бунтовщики против законной церковной власти, самочинно отделившиеся от нее.

Уже по одному этому основанию „Собор”, созванный „Живою Церковью” для суда над Святейшим Патриархом Тихоном, как созванный незаконною церковною властию и при том под давлением безбожной советской власти, должен признаваться не имеющим никакого канонического значения. Произведенный затем этим „Собором” суд над Святейшим Патриархом Тихоном сопровождался нарушением самых основных требований законности как общечеловеческой, так и церковной.

Судьями Святейшего Патриарха явились те, кто сами должны были подлежать его суду, как бунтовщики против законной власти его над ними. Обвиняемый не был приглашен на Собор, ему не были предъявлены возведенные на него обвинения и не предоставлено было ему возможности самозащиты или, по крайней мере, представления письменного объяснения на взводимые на него обвинения. Напротив, преднамеренным подбором лиц, участвовавших на „Соборе”, присутствием представителей советской власти на нем и всякими иными средствами искусственно создавались условия, благоприятствовавшие его обвинению. А если обратим мы свое внимание на содержание предъявленных ему обвинений, то увидим, что в сущности единственным обвинением, которое было предъявлено ему, было обвинение его в контрреволюционности. Обвинение это со стороны „Живой Церкви” возможно было лишь потому, что сама „Живая Церковь” признает вполне справедливою произведенную советской властью социальную революцию со всеми ее последствиями вплоть до объединения всех народов мира во всемирном интернационале с коммунистической властью во главе. Но мы, собравшиеся на Собор Русские Православные Иерархи, вместе со всею Православною Церковью осуждаем социализм и коммунизм, как учения и способы устроения жизни на земле не только безбожные, но и богоборческие и антихристианские, предуготовляющие неверующее человечество к принятию последнего богоборца – антихриста.

А посему отвергаем и анафематствуем  его, всех участников его и всех приемлющих его, и объявляем ничтожными все его деяния. Сами же остаемся в непоколебимой верности Святейшему Патриарху нашему Тихону и его одного признаем законным нашим Первосвятителем и Главой Русской Православной Церкви.

Подписали: Председатель Собора Антоний, Митрополит Киевский и Галицкий, Управляющий русскими православными общинами в Королевстве С.Х.С.;

Члены Собора: Митрополит Евлогий, Управляющий русскими православными общинами в Западной Европе;

Анастасий, Архиепископ Кишиневский и Хотинский, Управляющий русскими православными общинами Константинопольского округа;

Феофан, Архиепископ Полтавский и Переяславский;

Сергий, Епископ Черноморский и Новороссийский;

Михаил, Епископ Александровский;

Гавриил, Епископ Челябинский и Троицкий;

Гермоген, Епископ Екатеринославский и Новомосковский, Управляющий русскими православными общинами в Греции;

Дамиан, Епископ Царицынский;

Феофан, Епископ Курский и Обоянский;

Вениамин, Епископ Севастопольский, Управляющий военным и морским духовенством Русской армии;

Серафим, Епископ Лубенский, Управляющий русскими православными общинами в Болгарии.

II.

От 18/31 мая 1923 г.

О созыве Русского Всезаграничного Церковного Собора.

Архиерейский Собор имели суждение по вопросу о созыве Русского Всезаграничного Церковного Собора из епископов, клириков и мирян.

Ввиду выяснившейся из переписки по созыву Собора совершенной невозможности в настоящее время правильного и полного представительства заграничной Русской Церкви, в особенности из отдаленных ее епархий, а также ввиду неблагоприятных условий данного момента, Архиерейский Собор определяет: отложить созыв Собора с участием клириков и мирян до более благоприятного времени.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Я

Собора Архиереев Русской Православной Церкви заграницей.

I.

По вопросу о реформе православного календаря.

22 мая – 4 июня 1923 г. Архиерейский Собор слушали: доклад Архиепископа Анастасия о работах Общеправославной Комиссии в Константинополе, в коих принимали участие Архиепископ Анастасий и Архиепископ Александр в качестве представителей Русской Церкви.

В первую очередь Комиссия разсмотрела вопрос о реформе календаря и пришла к следующему заключению:

В целях согласования гражданского и церковного года перейти с 1-го октября текущего года на новый стиль с сохранением однако основ прежней православной пасхалии, узаконенных на 1-м Вселенском Соборе. Проектируемая реформа календаря носит временный характер до выработки нового более совершенного, чем оба существующие, стиля и должна быть обсуждена на местах каждою Церковью в отдельности, от усмотрения коих и будет зависеть принять или не принять у себя новое времясчисление.

В числе материалов была заслушана грамота Всероссийского Патриарха Тихона на имя Вселенского Патриарха Гермогена V, в коей он, по поручению Всероссийского Поместного Собора, просит Вселенский Престол снестись с главами других Автокефальных Церквей и вместе с ними высказать свое суждение о реформе календаря, выдвигаемой потребностями современной жизни.

Постановили: В виду того, что в грамоте Св.Патриарха Тихона, от 21-го января 1919 г за №464, нет окончательного заключения по данному вопросу, который ставится им только на обсуждение Глав Автокефальных Церквей, и принимая во внимание, что Патриархи Александрийский и Антиохийский отказались прислать своих представителей для участия в работах Комиссии, а Патриарх Иерусалимский высказался по сему вопросу совершенно отрицательно, и в то же время не считая себя в праве выносить решения за всю Русскую Православную Церковь по столь важному и жизненному вопросу, Архиерейский Собор определяет: не вводить изменений в существующее времясчисление.

II.

По вопросу о второбрачии духовенства.

22 мая – 4 июня 1923 г. Архиерейский Собор слушали: доклад Архиепископа Анастасия о работах Комиссии в Константинополе по вопросу о второбрачии духовенства.

После обсуждения вопроса о новом стиле был поставлен на обсуждение вопрос о второбрачии клириков. Точкою отправления для обмена мнений по названному предмету послужил доклад представителя сербской Церкви митрополита Черногорского Гавриила, в коем последний указал на особую остроту этого вопроса в Сербии, где он угрожает породить внутренний раскол среди верующих, и просил Совещание снизойти к немощи вдовых священнослужителей, разрешив им по соображениям церковной икономии вступать во второй брак и допустить это отступление от канонических правил только в качестве временной меры до созыва Вселенского Собора.

К этой точке зрения примкнули Вселенский Патриарх Мелетий IV и все другие члены Совещания, кроме представителей Русской Церкви, которые видели в этом послаблении к вдовым клирикам колебание одной из главных основ канонического устройства Церкви, не оправдываемое никакими икономическими соображениями, и в качестве практического выхода из создавшихся на этой почве ненормальностей в церковной жизни предлагали сделать обязательным условием для рукоположения клириков достижение ими канонического возраста и облегчить возможность выхода из духовного звания для тех, кто не в состоянии понести бремя вдовства.

Постановили: Стоя непоколебимо на основании точных и не допускающих никаких перетолкований канонов о недопустимости второбрачия для клириков и имея в виду состоявшееся по сему вопросу решение Священного Собора Всероссийской Православной Церкви в 1918 г., который с „негодованием” отверг самую мысль о возможности отступления от установленного церковью канонического порядка, Архиерейский Собор считает себя обязанным отнестись совершенно отрицательно к решению Константинопольской Комиссии по вопросу о второбрачии духовенства.

III.

 По вопросу об учреждении новых епископий в Западной Европе.

19 мая – 1 июня 1923 г., имев суждение по вопросу об учреждении в Западной Европе новых епископий, Архиерейский Собор определяет: признать желательным назначение епископов в главнейшие центры разселения русских в Западно-Европейском митрополичьем округе и, согласно заключению Высокопреосвященного Митрополита Евлогия, прежде всего в Германию и затем в Италию.

Подлинные определения подписали 12 Иерархов-членов Собора.

С подлинным верно: Управляющий Канц.Арх.Синода Рус.Прав.Церкви заграницей

Е.Махароблидзе

 


%d blogeri au apreciat asta: