HOTĂRÂREA SINODULUI ROCOR DIN ANUL 1924

Выписка из протокола № 2 Архиерейского Собора об отношении Русской Православной Церкви заграницей к распоряжениям Патриарха Тихона

5/18 октября 1924 г.

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об отношении к распоряжениям Свят[ейшего] Патриарха Тихона, исходившим не от его Святи тельской воли, а под давлением большевиков и могущем принести вред РПЦЗ (например, увольнение не признающих советской вла сти иерархов, закрытие церковных учреждений и проч.).

Помощник секретаря Е.И. Махароблидзе докладывает секрет ное определение Архиерейского Синода РПЦЗ от 20 июня / 3 ию ля 1923 г., следующего содержания:

«В случае появления и в будущем времени каких-либо распо ряжений Его Святейшества, касающихся заграничной Русской Православной Церкви, роняющих ее достоинство, и притом нося щих столь же явные следы насильственного давления на совесть Свят[ейшего] Патриарха со стороны врагов Христовых, таковых распоряжений не исполнять, как исходящих не от его Святитель ской воли, а от воли чуждой; но в то же время сохранять полное уважение и преданность к личности невинного страдальца -Свят[ейшего] Патриарха и всегдашнюю готовность исполнять все распоряжения Его Святейшества, имеющие характер свободного его Архипастырского волеизъявления».

После некоторого обмена мнениями, на основании бывших суждений, ОПРЕДЕЛИЛИ: В случае появления в будущем времени каких-либо распоряжений Его Святейшества, касающихся загра ничной Русской Православной Церкви, смущающих совесть иерар хов и противоречащих интересам Церкви, вследствие невозможнос ти Святейшему Патриарху иметь правильную информацию о жизни Церкви за границей, или по каким-либо другим причинам, таковые распоряжения передавать на обсуждение и принятие их Архиерей ским Синодом с участием в оном по возможности и других правя щих епископов, а в исключительных случаях и Архиерейским Собо ром; но в то же время сохранять полное подчинение и преданность Святейшему Патриарху, как законному главе всей Русской Церкви.

Означенное определение принято всеми присутствующими иерархами. Из епископов, приславших письменные отзывы, с из ложенным в определении мнением согласны Высокопреосвящен ные: Елевферий, архиепископ Литовский и Виленский, архиепис коп Иннокентий, начальник Российской Духовной миссии в Ки тае, Преосвященные: Мелетий, епископ Забайкальский и Нерчин-ский, Михаил, епископ Владивостокский и Приморский, Симон, епископ Шанхайский, Иона, епископ Тяньцзинский.

Председатель Собора М[итрополит] Антоний [Храповицкий]

Члены Собора:

М[итрополит] Платон [Рождественский]

М[итрополит] Евлогий [Георгиевский]

Архиепископ Анастасий [Грибановский]

Е[пископ] Сергий [Петров]

Е[пископ] Гавриил [Чепур]

Е[пископ] Гермоген[Максимов]

Е[пископ] Феофан [Гаврилов]

Е[пископ] Дамиан[Говоров]

Е[пископ] Михаил [Космодамианский]

Епископ Серафим [Соболев]

Епископ Антоний [Дашкевич]

Секретарь епископ Тихон [Лященко] Помощник секретаря Е. Махароблидзе

ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 2. Л. 38-39.

Подлинник. Машинопись.

 

***

Выписка из протокола № 3 Архиерейского Собора об отношении Русской Православной Церкви к Вселенскому Собору

7 / 20 октября 1924 г.

Архиерейский Собор ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: по вопросу о воз можности созыва Вселенского Собора теперь, когда Патриарх и епископат Российской Православной Церкви не могут принять в нем участие, и при стремлении Вселенской Патриархии провести на Соборе известные нововведения, и об участии в нем русского епископата.

Высокопреосвященнейший митрополит Антоний доложил, что Восточные Патриархи намерены созвать в будущем, 1925 году в Иерусалиме Вселенский Собор и что Свят[ейший] Тихон, Пат риарх Московский и всея России об этом извещен.

На основании бывших суждений ПОСТАНОВИЛИ: «По во просу о созыве Вселенского Собора и участия в нем представите лей Российской Православной Церкви ждать указаний Свят[ейшего] Патриарха Тихона, но если таковых не последует, а представи тели русского заграничного епископата будут приглашены на Все ленский Собор, то принять в нем участие лишь в качестве предста вителей Русской Заграничной Церкви. Если же по изложенному вопросу потребуется созыв Архиерейского Собора по существу, то последний считает созыв Вселенского Собора в настоящее время неблаговременным, ввиду происходящего в Советской России го нения на Церковь и неподготовленности Церквей к созыву Все ленского Собора.

Председатель Собора М[итрополит] Антоний [Храповицкий]

Члены Собора:

М[итрополит] Платон [Рождественский]

М[итрополит] Евлогий [Георгиевский]

Архиепископ Анастасий [Грибановский]

Арх[иепископ] Феофан [Быстрое]

Е[пископ] Сергий [Петров]

Е[пископ] Гавриил [Чепур]

Е[пископ] Феофан [Гаврилов]

Е[пископ] Дамиан [Говоров]

Е[пископ] Серафим [Соболев]

Е[пископ] Михаил [Космодамианский]

Е[пископ] Антоний [Дашкевич]

Секретарь Собора еп[ископ] Тихон [Лященко]

Помощник секретаря Собора Е. Махароблидзе.

ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 2. Л. 43.

Подлинник. Машинопись.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Архиерейского Собора РПЦЗ 1924 года.

 

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об отношении к распоряжениям Свят. Патриарха Тихона, исходившим не от его Святительской воли. <Было зачитано секретное определение Синода от 3 июля 1923 г.> После некоторого обмена мнениями, на основании бывших суждений <… >

ОПРЕДЕЛИЛИ: В случае появления в будущем времени каких-либо распоряжений Его Святейшества, касающихся Заграничной Русской Православной Церкви, смущающих совесть иерархов и противоречащих интересам Церкви, вследствие невозможности Святейшему Патриарху иметь правильную информацию о жизни Церкви за границей, или по каким-либо другим причинам, таковые распоряжения передавать на обсуждение и принятие их Архиерейским Синодом с участием в оном по возможности и других правящих епископов, а в исключительных случаях и Архиерейским Собором; но в то же время сохранять полное подчинение и преданность Святейшему Патриарху, как законному главе всей Русской Церкви».

 

Из протокола от 20 октября 1924 г.

 

Имели суждение по вопросу о необходимости и возможности провозглашения временной независимости Русской Православной Церкви заграницей в делах церковного управления, при признавании главенства Свят. Патриарха Тихона и продолжении возглашения его имени, дабы тем снять с него ответственность за заграничную Церковь пред большевиками и лишить их возможности насиловать совесть Свят. Патриарха по отношению к ней.

Однако «на основании бывших суждений» предложение о самостоятельности было отклонено.

Помимо требований об автокефалии на Соборе были слышны старые предложения о предоставлении Зарубежной Церкви прав Всероссийской Церковной власти. Как и прежде, основанием для этого приверженцы данной идеи считали положение Церкви в России.

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: о необходимости и возможности, ввиду происходящих в России событий, присвоить Архиерейскому Синоду или Собору под председательством митрополита Антония права и функции Всероссийской Церковной власти. <…>. На основании бывших суждений <…> ПОСТАНОВИЛИ: Означенный вопрос отклонить как не вызываемый необходимостью.

 

***

По вопросу о созыве Вселенского Собора и участия в нем представителей Российской Православной Церкви ждать указаний Свят. Патриарха Тихона, но если таковых не последует, а представители Русского Заграничного епископата будут приглаше ны на Вселенский Собор, то принять в нем участие лишь в качества представителей Русской Заграничной Церкви. <…>

Cозыв Всезаграничного Церковного Собора в настоящее время признать несвоевременным.

 

 ***

Архиерейский Собор 1924 г. отказался признать великого князя Кирилла Владимировича Императором и поминать его в качестве такового за богослужением.

 

Архиерейский Собор постановил: «Считать издание манифеста несвоевременным, а себя (Собор) не в праве решать вопрос о признании кого б то ни было Императором Всероссийским, т.к., с одной стороны, Архиерейский Собор за границей не является голосом всей Российской Церкви, а с другой стороны, Церковь может дать свое благословение на вступление на престол всероссийский, только зная волеизъявление на сие всего русского народа.

 

Из письма Архиерейского Собора, адресованного Кириллу Владимировичу:

 

Ваше Императорское Высочество. В обращении своем к заграничным русским иерархам Вы просите молитв и благословения Св. Церкви по случаю восприятия Вами титула Императора Всероссийского. Собор русских епископов за границей, с отрадным чувством отмечая глубокую преданность Вашу к Св. Православной Церкви и горячую любовь к русскому народу, стонущему под игом безбожной советской власти, не может, однако, дать церковной санкции этому акту чрезвычайного, общегосударственного и всенародного значения, требующему благословения всей Русской Церкви в лице высших представителей ея власти Поместного Церковного Собора и Патриарха Всероссийского. Мы не перестанем возносить свои молитвы о здравии и спасении ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА и всего Вашего Августейшего семейства.

Это письмо было направлено Кириллу Владимировичу за подписью митрополита Антония. В письме на имя митрополита Антония, подписан ном В.А. Бобринским, говорилось:«Подданные Его Величества не смутятся тем, что, как Вы пишете, впредь до решения Святейшего Патриарха и Поместного Собора, иерархи, находящиеся за границей, не могут дать „церковной санкции” Его Акту о принятии Им Императорского титула. Санкция эта Государем не испрашивалась и в будущем не может испрашиваться, так как она, в благодатных путях Божественного промысла, уже дана Царем Царствующих, возложившим на Благочестивейшего Императора КИРИЛЛА ВЛАДИМИРОВИЧА, в силу рождения, долг и бремя Царского Служения».

 

 

 


%d blogeri au apreciat asta: